Результаты маркетингового «Обзорно-аналитического исследования рынка офисной мебели 2007–2008 гг.»

Маркетинговые исследования рынка офисной мебели компания ДЦ «Тайпит» проводит ежегодно, начиная с 2003 года. Целью исследования является формирование объективного взгляда на ситуацию в мебельном бизнесе – на производство, импорт, реализацию и конкуренцию. Это пятое исследование, которое проводится силами нашей компании. Время показало, что решение о проведении исследований рынка, принятое в 2003 году, было верным и данные о ситуации на рынке, тенденциях его развития, которые мы ежегодно получаем в ходе данного исследования, являются серьезным базисом для принятия важных решений в нашем бизнесе.

Мы впервые провели исследование с использованием данных, полученных за два года. Анализ более продолжительного периода позволил нам не просто констатировать статистические изменения, но и проследить ряд рыночных тенденций, сделать прогнозы развития всего направления офисной мебели на ближайшие годы. Самым важным отличием исследования 2007–2008 гг. является детальное рассмотрение перспектив развития рынков отдельных регионов.

Мы обобщили данные, полученные в результате опроса более 500 российских компаний, работающих на рынке офисной мебели, экспертных оценок и собственного полевого исследования ассортимента розничных магазинов центральной России.

В исследовании 2007–2008 гг. мы впервые провели параллель между ростом рынка офисной недвижимости и на основании прогнозов по данному рынку сделали выводы о потенциале роста рынка офисной мебели.

В данной статье представлены краткие выводы и рекомендации на основе данных исследования.

Объем и рост рынка

Объем рынка офисной мебели в розничных ценах в 2007 году, по нашим оценкам, составил $1,45–1,55 млрд.

По данным опроса, средний рост рынка в денежном выражении в первом полугодии 2008 года по сравнению с первым полугодием 2007 года, по оценкам респондентов, составил 21%. Полученные данные показывают замедление динамики роста рынка. Для получения более объективной картины из полученного роста следует вычесть инфляцию. Таким образом, рост рынка в ценах начала 2007 года составил не более 7–8%.

Анализ продаж по регионам показывает, что рост региональных рынков в 2008 году не сильно отличался от общероссийского. Наиболее быстрорастущими регионами являются Центральный федеральный округ и Сибирь. Гипотеза о том, что рост рынка в регионах больше, чем рост рынка в Москве, не находит подтверждения. Возможно, это связано с тем, что многие московские компании поставляют офисную мебель в регионы.

Объем рынка по регионам в долях от общероссийского

Сезонные колебания на рынке повторяются стабильно из года в год. Необычным оказалось поведение рынка только в начале 2008 года. Февраль в этом году был сопоставим по своим продажам с сезонными октябрем и ноябрем 2007 года. Затем рынок вновь неожиданно успокоился и вернулся к стабильной динамике сезонных колебаний. Опрошенные эксперты рынка сходятся во мнении, что наблюдаемый нетипичный выброс стал следствием предвыборного ажиотажа.

Рынок офисной недвижимости

Для установления взаимосвязи между рынками офисной недвижимости и офисной мебели было проведено кабинетное исследование рынков офисной недвижимости 17 крупнейших городов России. Анализ рынка офисной недвижимости регионов показал несколько тенденций.

1. В большинстве регионов отсутствует четкая классификация офисной недвижимости, в результате чего отнесение объектов к той или иной категории является довольно условным.
2. Рост предложения на рынке осуществляется и будет осуществляться в основном за счет строительства новых качественных объектов.
3. В абсолютном большинстве регионов наблюдается превышение спроса над предложением в сегменте офисной недвижимости.
4. В большинстве регионов начинается или планируется в ближайшее время строительство крупных объектов, региональных «Сити».

В среднесрочной перспективе (3–5 лет) будет наблюдаться существенный рост предложения региональной офисной недвижимости. Общий рост предложения на рынке составит около 57%. Большое влияние на эту цифру окажет планируемый ввод несопоставимого с регионами в абсолютном выражении объема площадей в Москве. Рост площадей без учета Москвы и Санкт-Петербурга составит 40%.

Приведем в качестве примера анализ рынка Новосибирска.

Год200520062007200820092010
Класс А15 00050 00085 000135 000
Класс В45 00090 000205 000260 000485 000765 000
Класс С и ниже200 000210 000250 000290 000330 000400 000
Всего245 000300 000470 000600 000900 0001 300 000

Очевидно, что наибольшими темпами развивается недвижимость классов А и В. Хотя, повторимся, классификация в регионах достаточно условна. Резкий рост высококачественных площадей обеспечивает опережающий рост объема рынка офисной мебели в денежном выражении.

Динамика количества рабочих мест и объема рынка офисной мебели в Новосибирске

Конкуренция

Как и в прошлые годы, основной причиной усиления конкуренции стало появление на рынке новых игроков. Продолжающийся рост и небольшие затраты на вход в рынок офисной мебели активно привлекают на него все новые компании. Они, как правило, начинают построение ассортимента с наиболее дешевых и ходовых моделей. Поэтому второй по значимости причиной усиления конкуренции респонденты традиционно указали именно борьбу в дешевом ценовом сегменте. Однако ценовое стимулирование спроса в период зрелости рынка не является эффективным, поэтому, предлагая пересекающийся ассортимент, лидеры рынка делают ставку на сопутствующие услуги. Постоянно расширяется диапазон дополнительных услуг – разработка индивидуального дизайн-проекта, доставка, сборка и гарантийное обслуживание становятся неотъемлемым условием в продажах офисной мебели. Крупные поставщики стараются сконцентрировать весь ассортимент в одном месте – это удобно для дилеров, которым не приходится собирать заказ по разным точкам.

Рост профессионализма игроков традиционно занимает лишь третье место в общем списке причин усиления конкуренции, однако ее значение будет возрастать с замедлением динамики роста рынка. В федеральных центрах активно идет процесс поглощения мелких игроков более крупными.

Причины усиления конкуренции в 2008 г.

Частота использования рекламных носителей в 2007–2008 годах уменьшилась по сравнению с 2006 годом. Подавляющее большинство респондентов оценили эффективность рекламы в прессе на тройку по классической пятибалльной шкале. В то же время размещение информации в различных справочных изданиях было оценено как эффективный метод продвижения. На «четыре с минусом» были оценены только наружная реклама и выставки.

Неожиданно выросла эффективность участия в выставках. Вероятно, это связано с концентрацией усилий компаний на действительно важных мероприятиях без распыления сил на второстепенные выставки. Сократилась эффективность промоакций из-за повышения требований клиентов к подобным мероприятиям.

Для розничных компаний наиболее эффективным методом продвижения по-прежнему является наружная реклама. Для оптовых компаний наибольшую эффективность показали выставки, наружная реклама и реклама в Интернете. Для компаний с преобладанием корпоративного направления наиболее эффективными методами являлись наружная реклама и выставки. Также ключевое значение имеет личностный фактор продавца, поэтому для целевого повышения продаж какого-либо товара действенно работает дополнительная мотивация персонала.

Средняя оценка рекламных носителей по типам продаж

Анализ ассортимента

Анализ показывает, что ассортимент товарных групп уже практически устоялся. Можно наблюдать плавный процесс специализации, который в большей степени носит характер закрепления компаний в той или иной ценовой нише, чем целенаправленное сужение ассортиментной линейки. Однако по-прежнему подавляющее большинство компаний имеет в своем ассортименте все ключевые группы офисной мебели: кабинеты, оперативную мебель, кресла, мягкую мебель. Определились компании, работающие на специализированном рынке кресел для кинотеатров. Против ожидания практически не выросла представленность офисных перегородок, которые сейчас показывают значительные темпы прироста продаж.

Доли ассортиментных групп в обороте не претерпели никаких изменений по сравнению с 2006 годом. По-прежнему около 75% оборота составляют офисные кресла и оперативная мебель. Доля офисной мебели, покупаемой для домашнего использования, также не претерпела существенных изменений. Для дома покупается около половины компьютерных столов и около четверти всех операторских кресел.

Средняя доля товарных групп в обороте

При общем сокращении числа компаний, поддерживающих складской запас, вырос средний срок хранения. Наблюдаемая тенденция свидетельствует о быстром и успешном развитии региональной экспансии производителей. Активно расширяя сеть региональных складов, производители поощряют местные компании торговать напрямую. Открытие региональных складов эффективно только при условии, что компания-производитель поддерживает там широкий ассортимент. А это неизбежно приводит к увеличению оборачиваемости складского запаса. Сейчас он в среднем составляет от трех недель до месяца.

Доля мебели производства стран СНГ в общем объеме продаж в последние годы изменяется незначительно. Мебель из дальнего зарубежья продолжает прочно удерживать премиум-сегмент и, с ростом уровня жизни, начинает теснить отечественных производителей по некоторым направлениям. Особенно заметно снижение доли мебели из стран СНГ по офисной мягкой мебели и посетительским креслам. Одновременно наблюдается значительный рост доли офисных перегородок производства стран СНГ.

Покупательная способность потребителей явно выросла по сравнению с предыдущими годами. Сопоставляя полученные оценки с результатами предыдущего исследования, можно увидеть четкий рост стоимости рабочего места. Выросла средняя цена дешевого сегмента, теперь она составляет около 7 тыс. рублей. Средний ценовой сегмент по-прежнему стоит около 10 тыс. рублей. Заметно выросло число респондентов, указавших для рабочего места оператора среднюю стоимость в 15 тыс. рублей и выше. В ближайшие годы мы ожидаем дальнейший рост стоимости рабочего места оператора. Значительное влияние окажет инфляционный рост цен, но также будет происходить постепенная замена дешевой мебели на более дорогие комплекты. Региональные эксперты отмечают заметное увеличение числа клиентов, покупающих более дорогую и качественную мебель.

Распределение ответов по стоимости рабочего места оператора

В основном можно говорить о переходе рынка офисной мебели в стадию зрелости. В 2009 году будет наблюдаться некоторое снижение спроса на офисную мебель вследствие экономического кризиса. С замедлением темпов роста рынка многие средние и мелкие компании вынуждены будут сокращать свои обороты. Некоторые будут уходить из бизнеса, а их долю будут забирать более крупные компании, как это уже произошло на смежных рынках. Но нам хотелось бы отметить, что финансовый кризис не приведет к значительному изменению наблюдаемых тенденций. Развитие рынка лишь немного притормозится. В жизни многих лидеров рынка это уже не первый кризис, и мы уверены, что высокий уровень компетентности владельцев и руководителей российских компаний позволит разрешить все возникающие сложности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *